Светодиодное уличное освещение:
требования к эффективности
Современное
уличное освещение
и требования к нему
Искусственное увеличение видимости в темное время суток – основная задача уличного освещения, но в современных городах наружное освещение вышло далеко за рамки заурядной борьбы с темнотой. Повышение безопасности пешеходов и водителей, обеспечение визуального комфорта, возможность автоматизации, надежность и экономичность – все это стало обязательными требованиями к освещению для улиц. Рассмотрим их более подробно.
Нормативные требования
к освещению улиц
и пешеходных переходов
Освещение внутренних помещений зданий, а также наружное освещение городов, поселков и сельских населенных пунктов, улиц и дорог, пешеходных переходов и других подобных территорий с 1 марта 2019 года регулируется ДБН В.2.5-28:2018 «Естественное и искусственное освещение». В этой редакции государственных строительных норм, среди прочего, унормирована возможность использования led-светильников для освещения улиц и зданий, а экономичность признана критерием оптимизации проектного решения.
Освещение для улиц, дорог и площадей с регулярным транспортным движением в городах проектируется, исходя из норм средней яркости дорожных покрытий. Уровень яркости покрытия измеряется в канделах на квадратный метр (кд/м2). Кандела (от лат. Candela – свеча) – единица силы света в Международной системе единиц (СИ). Нормативные показатели для городских улиц и дорог с асфальтобетонным покрытием приведены в таблице ниже.
Категория объекта по освещению |
Улицы, дороги и площади |
Подкласс объекта |
Наибольшая интенсивность движения транспорта в обоих направлениях |
Средняя яркость покрытия, кд/м2 |
---|---|---|---|---|
А |
Магистральные дороги, магистральные улицы общегородского значения |
А1 |
Более 5000 |
2,0 |
А2 |
От 3000 до 5000 |
1,5 |
||
А3 |
От 1000 до 3000 |
1,2 |
||
А4 |
От 500 до 1000 |
0,8 |
||
А5 |
Более 500 |
0,6 |
||
Б |
Магистральные улицы районного значения |
Б1 |
Более 2000 |
1,0 |
Б2 |
От 1000 до 2000 |
0,8 |
||
Б3 |
От 500 до 1000 |
0,6 |
||
Б4 |
Менее 500 |
0,4 |
||
В |
Улицы и дороги местного значения |
В1 |
500 и более |
0,4 |
В2 |
Менее 500 |
0,3 |
Уровень освещенности измеряется в люксах (лк). При этом, согласно нормам, средняя горизонтальная освещенность проезжей части городских улиц, дорог и площадей категории Б составляет 6 лк, а для улиц и дорог категории В – 4-2 лк.
Пешеходный переход – зона повышенной важности, поэтому для его освещения недостаточно просто повесить уличный фонарь на столб, необходимо убедиться, что уровень освещенности четко соответствует требованиям к освещению переходов. Величины средней освещенности для подземных и наземных пешеходных переходов указаны в таблице ниже.
Объект |
Средняя горизонтальная освещенность, лк |
---|---|
Наземные пешеходные переходы в коммерческих и промышленных зонах |
30 |
Наземные пешеходные переходы в жилых зонах |
20 |
Подземные пешеходные тоннели |
75 |
Ступени подземных пешеходных тоннелей вечером и ночью |
20 |
Закрытые пешеходные мостовые переходы с прозрачными стенами и потолком, вечером и ночью |
75 |
Лестничные марши и смотровые площадки закрытых пешеходных мостовых переходов с прозрачными стенами и потолком |
50 |
Энергоффективность и надежность
современных уличных светильников
Помимо соответствия требованиям стандартов, оборудование и материалы, которые используются в осветительных установках, должны быть
надежными, защищенными от воздействий окружающей среды и при этом экономичными.
Уровень энергоэффективности светильника – это отношение излучаемого света к потребляемой мощности. Единицей измерения светового потока,
исходящего от источника света в международной системе СИ является Люмен (Лм). Таким образом, энергоэффективность показывает количество
света, вырабатываемого светильником на 1 ватт потребленной мощности, и измеряется в лм/Вт. Чем этот показатель больше, тем более эффективным,
а значит и экономичным, является осветительный прибор.
Современные консольные led-светильники, уличные прожекторы и светодиодные светильники других форм-факторов отличаются уровнем энергоэффективности, который 10 лет назад сложно было даже вообразить. Если в 2010 году показатель эффективности в 70-80 лм/Вт считался очень неплохим для уличного светильника, то современные качественные модели могут иметь светоотдачу более 150 лм/Вт.
Однако эффективность – хоть и важный, но не единственный критерий качества уличных светильников. Этим приборам нередко приходится работать в сложных условиях окружающей среды, а значит они должны иметь защиту от ударов молнии, выдерживать жару и холод, дождь, порывы ветра и скачки напряжения в сети. Примером таких моделей является серия уличных LED светильников Maxus assistance PRO V02, которые специально разработаны как для освещения городских дорог, парков, жилых кварталов, так и для трасс, магистралей и территорий крупных предприятий.
Автоматизация
уличного освещения
Глобальный энергетический кризис и рост цен на энергоносители вынуждает городские власти искать эффективные инструменты энергосбережения и сокращения расходов. Поэтому современные мегаполисы активно внедряют умные системы управления уличным освещением, позволяющие удаленно управлять работой светильников, автоматически изменять их яркость в зависимости от уровня естественной освещенности, контролировать корректность работы оборудования и собирать данные об энергопотреблении осветительных приборов.
Один уличный светильник с датчиком движения уже способен обеспечить некоторую экономию энергоресурсов, в то время как полноценная система управления освещением позволяет уличному освещению адаптироваться к изменяющимся условиям среды, обеспечивает безопасность движения транспорта, повышает комфорт жителей и сокращает потребление энергии за счет введения сценариев диммирования, привязки к датчикам освещенности и движения, а также снижения эксплуатационных затрат.
Безопасность
водителей и пешеходов
Качественное уличное освещение является одним из наиболее эффективных методов повышения безопасности транспортного движения в ночное время. Световые акценты на пешеходных переходах, перекрестках и мостах существенно снижают аварийную опасность участка дороги. Равномерное освещение проезжей части качественными светильниками без мерцания и пульсаций снижает вероятность возникновения стробоскопического эффекта, что повышает безопасность всех участников дорожного движения. Использование уличных светильников, имеющих низкое значение коэффициента ослепления – UGR, существенно снижает нагрузку на зрение и утомляемость водителей транспорта.
Использование профессионального оборудования и экспертного проектирования позволяет создать современную автоматизированную систему уличного освещения. Специалисты MAXUS PLATFORM обладают пятнадцатилетним опытом работы в сфере проектирования и инсталляции систем уличного освещения любой сложности и масштаба: от мастер-плана городского освещения до создания экстерьерных световых инсталляций. Чтобы получить профессиональную консультацию, позвоните по телефону или заполните форму связи на нашем сайте.