Светодиодное уличное освещение: требования к эффективности

Современные тенденции наружного освещения, требования к уровню освещенности различных участков, способы автоматизации и повышения эффективности освещения – обо всем этом в нашей новой статье.

Современное уличное освещение
и требования к нему

Искусственное увеличение видимости в темное время суток – основная задача уличного освещения, но в современных городах наружное освещение вышло далеко за рамки заурядной борьбы с темнотой. Повышение безопасности пешеходов и водителей, обеспечение визуального комфорта, возможность автоматизации, надежность и экономичность – все это стало обязательными требованиями к освещению для улиц. Рассмотрим их более подробно.

Нормативные требования к освещению улиц и пешеходных переходов

Освещение внутренних помещений зданий, а также наружное освещение городов, поселков и сельских населенных пунктов, улиц и дорог, пешеходных переходов и других подобных территорий с 1 марта 2019 года регулируется ДБН В.2.5-28:2018 «Естественное и искусственное освещение». В этой редакции государственных строительных норм, среди прочего, унормирована возможность использования led-светильников для освещения улиц и зданий, а экономичность признана критерием оптимизации проектного решения.
Освещение для улиц, дорог и площадей с регулярным транспортным движением в городах проектируется, исходя из норм средней яркости дорожных покрытий. Уровень яркости покрытия измеряется в канделах на квадратный метр (кд/м2). Кандела (от лат. Candela – свеча) – единица силы света в Международной системе единиц (СИ). Нормативные показатели для городских улиц и дорог с асфальтобетонным покрытием приведены в таблице ниже.

Уровень освещенности измеряется в люксах (лк). При этом, согласно нормам, средняя горизонтальная освещенность проезжей части городских улиц, дорог и площадей категории Б составляет 6 лк, а для улиц и дорог категории В – 4-2 лк.

Пешеходный переход – зона повышенной важности, поэтому для его освещения недостаточно просто повесить уличный фонарь на столб, необходимо убедиться, что уровень освещенности четко соответствует требованиям к освещению переходов. Величины средней освещенности для подземных и наземных пешеходных переходов указаны в таблице ниже.

Энергоффективность и надежность современных уличных светильников

Помимо соответствия требованиям стандартов, оборудование и материалы, которые используются в осветительных установках, должны быть надежными, защищенными от воздействий окружающей среды и при этом экономичными.
Уровень энергоэффективности светильника – это отношение излучаемого света к потребляемой мощности. Единицей измерения светового потока, исходящего от источника света в международной системе СИ является Люмен (Лм). Таким образом, энергоэффективность показывает количество света, вырабатываемого светильником на 1 ватт потребленной мощности, и измеряется в лм/Вт. Чем этот показатель больше, тем более эффективным, а значит и экономичным, является осветительный прибор.

Современные консольные led-светильники, уличные прожекторы и светодиодные светильники других форм-факторов отличаются уровнем энергоэффективности, который 10 лет назад сложно было даже вообразить. Если в 2010 году показатель эффективности в 70-80 лм/Вт считался очень неплохим для уличного светильника, то современные качественные модели могут иметь светоотдачу более 150 лм/Вт.

Однако эффективность – хоть и важный, но не единственный критерий качества уличных светильников. Этим приборам нередко приходится работать в сложных условиях окружающей среды, а значит они должны иметь защиту от ударов молнии, выдерживать жару и холод, дождь, порывы ветра и скачки напряжения в сети. Примером таких моделей является серия уличных LED светильников Maxus assistance PRO V02, которые специально разработаны как для освещения городских дорог, парков, жилых кварталов, так и для трасс, магистралей и территорий крупных предприятий.

Автоматизация уличного освещения

Глобальный энергетический кризис и рост цен на энергоносители вынуждает городские власти искать эффективные инструменты энергосбережения и сокращения расходов. Поэтому современные мегаполисы активно внедряют умные системы управления уличным освещением, позволяющие удаленно управлять работой светильников, автоматически изменять их яркость в зависимости от уровня естественной освещенности, контролировать корректность работы оборудования и собирать данные об энергопотреблении осветительных приборов.

Один уличный светильник с датчиком движения уже способен обеспечить некоторую экономию энергоресурсов, в то время как полноценная система управления освещением позволяет уличному освещению адаптироваться к изменяющимся условиям среды, обеспечивает безопасность движения транспорта, повышает комфорт жителей и сокращает потребление энергии за счет введения сценариев диммирования, привязки к датчикам освещенности и движения, а также снижения эксплуатационных затрат.

Безопасность водителей и пешеходов

Качественное уличное освещение является одним из наиболее эффективных методов повышения безопасности транспортного движения в ночное время. Световые акценты на пешеходных переходах, перекрестках и мостах существенно снижают аварийную опасность участка дороги. Равномерное освещение проезжей части качественными светильниками без мерцания и пульсаций снижает вероятность возникновения стробоскопического эффекта, что повышает безопасность всех участников дорожного движения. Использование уличных светильников, имеющих низкое значение коэффициента ослепления – UGR, ущественно снижает нагрузку на зрение и утомляемость водителей транспорта.

Использование профессионального оборудования и экспертного проектирования позволяет создать современную автоматизированную систему уличного освещения. Специалисты MAXUS PLATFORM обладают пятнадцатилетним опытом работы в сфере проектирования и инсталляции систем уличного освещения любой сложности и масштаба: от мастер-плана городского освещения до создания экстерьерных световых инсталляций. Чтобы получить профессиональную консультацию, позвоните по телефону или заполните форму связи на нашем сайте.