Светодиодное уличное освещение:
требования к эффективности

Современные тенденции наружного освещения, требования к уровню освещенности различных участков, способы автоматизации и повышения эффективности освещения – обо всем этом в нашей новой статье.

Современное
уличное освещение
и требования к нему

Искусственное увеличение видимости в темное время суток – основная задача уличного освещения, но в современных городах наружное освещение вышло далеко за рамки заурядной борьбы с темнотой. Повышение безопасности пешеходов и водителей, обеспечение визуального комфорта, возможность автоматизации, надежность и экономичность – все это стало обязательными требованиями к освещению для улиц. Рассмотрим их более подробно.

Нормативные требования
к освещению улиц
и пешеходных переходов

Освещение внутренних помещений зданий, а также наружное освещение городов, поселков и сельских населенных пунктов, улиц и дорог, пешеходных переходов и других подобных территорий с 1 марта 2019 года регулируется ДБН В.2.5-28:2018 «Естественное и искусственное освещение». В этой редакции государственных строительных норм, среди прочего, унормирована возможность использования led-светильников для освещения улиц и зданий, а экономичность признана критерием оптимизации проектного решения.

Освещение для улиц, дорог и площадей с регулярным транспортным движением в городах проектируется, исходя из норм средней яркости дорожных покрытий. Уровень яркости покрытия измеряется в канделах на квадратный метр (кд/м2). Кандела (от лат. Candela – свеча) – единица силы света в Международной системе единиц (СИ). Нормативные показатели для городских улиц и дорог с асфальтобетонным покрытием приведены в таблице ниже.

Категория объекта по освещению

Улицы, дороги и площади

Подкласс объекта

Наибольшая интенсивность движения транспорта в обоих направлениях

Средняя яркость покрытия, кд/м2

А

Магистральные дороги, магистральные улицы общегородского значения

А1

Более 5000

2,0

А2

От 3000 до 5000

1,5

А3

От 1000 до 3000

1,2

А4

От 500 до 1000

0,8

А5

Более 500

0,6

Б

Магистральные улицы районного значения

Б1

Более 2000

1,0

Б2

От 1000 до 2000

0,8

Б3

От 500 до 1000

0,6

Б4

Менее 500

0,4

В

Улицы и дороги местного значения

В1

500 и более

0,4

В2

Менее 500

0,3

Уровень освещенности измеряется в люксах (лк). При этом, согласно нормам, средняя горизонтальная освещенность проезжей части городских улиц, дорог и площадей категории Б составляет 6 лк, а для улиц и дорог категории В – 4-2 лк.

Пешеходный переход – зона повышенной важности, поэтому для его освещения недостаточно просто повесить уличный фонарь на столб, необходимо убедиться, что уровень освещенности четко соответствует требованиям к освещению переходов. Величины средней освещенности для подземных и наземных пешеходных переходов указаны в таблице ниже.

Объект

Средняя горизонтальная освещенность, лк

Наземные пешеходные переходы в коммерческих и промышленных зонах

30

Наземные пешеходные переходы в жилых зонах

20

Подземные пешеходные тоннели

75

Ступени подземных пешеходных тоннелей вечером и ночью

20

Закрытые пешеходные мостовые переходы с прозрачными стенами и потолком, вечером и ночью

75

Лестничные марши и смотровые площадки закрытых пешеходных мостовых переходов с прозрачными стенами и потолком

50

Энергоффективность и надежность
современных уличных светильников

Помимо соответствия требованиям стандартов, оборудование и материалы, которые используются в осветительных установках, должны быть надежными, защищенными от воздействий окружающей среды и при этом экономичными.
Уровень энергоэффективности светильника – это отношение излучаемого света к потребляемой мощности. Единицей измерения светового потока, исходящего от источника света в международной системе СИ является Люмен (Лм). Таким образом, энергоэффективность показывает количество света, вырабатываемого светильником на 1 ватт потребленной мощности, и измеряется в лм/Вт. Чем этот показатель больше, тем более эффективным, а значит и экономичным, является осветительный прибор.

Современные консольные led-светильники, уличные прожекторы и светодиодные светильники других форм-факторов отличаются уровнем энергоэффективности, который 10 лет назад сложно было даже вообразить. Если в 2010 году показатель эффективности в 70-80 лм/Вт считался очень неплохим для уличного светильника, то современные качественные модели могут иметь светоотдачу более 150 лм/Вт.

Однако эффективность – хоть и важный, но не единственный критерий качества уличных светильников. Этим приборам нередко приходится работать в сложных условиях окружающей среды, а значит они должны иметь защиту от ударов молнии, выдерживать жару и холод, дождь, порывы ветра и скачки напряжения в сети. Примером таких моделей является серия уличных LED светильников Maxus assistance PRO V02, которые специально разработаны как для освещения городских дорог, парков, жилых кварталов, так и для трасс, магистралей и территорий крупных предприятий.

Автоматизация
уличного освещения

Глобальный энергетический кризис и рост цен на энергоносители вынуждает городские власти искать эффективные инструменты энергосбережения и сокращения расходов. Поэтому современные мегаполисы активно внедряют умные системы управления уличным освещением, позволяющие удаленно управлять работой светильников, автоматически изменять их яркость в зависимости от уровня естественной освещенности, контролировать корректность работы оборудования и собирать данные об энергопотреблении осветительных приборов.

Один уличный светильник с датчиком движения уже способен обеспечить некоторую экономию энергоресурсов, в то время как полноценная система управления освещением позволяет уличному освещению адаптироваться к изменяющимся условиям среды, обеспечивает безопасность движения транспорта, повышает комфорт жителей и сокращает потребление энергии за счет введения сценариев диммирования, привязки к датчикам освещенности и движения, а также снижения эксплуатационных затрат.

Безопасность
водителей и пешеходов

Качественное уличное освещение является одним из наиболее эффективных методов повышения безопасности транспортного движения в ночное время. Световые акценты на пешеходных переходах, перекрестках и мостах существенно снижают аварийную опасность участка дороги. Равномерное освещение проезжей части качественными светильниками без мерцания и пульсаций снижает вероятность возникновения стробоскопического эффекта, что повышает безопасность всех участников дорожного движения. Использование уличных светильников, имеющих низкое значение коэффициента ослепления – UGR, ущественно снижает нагрузку на зрение и утомляемость водителей транспорта.

Использование профессионального оборудования и экспертного проектирования позволяет создать современную автоматизированную систему уличного освещения. Специалисты MAXUS PLATFORM обладают пятнадцатилетним опытом работы в сфере проектирования и инсталляции систем уличного освещения любой сложности и масштаба: от мастер-плана городского освещения до создания экстерьерных световых инсталляций. Чтобы получить профессиональную консультацию, позвоните по телефону или заполните форму связи на нашем сайте.